Состав группы: Саша, Марина, Дима, Стас,
Эма, Настя, и я (Коля).
На самом деле съездили мы действительно здорово… От поездки осталось с одной стороны впечатление чего-то широкого, красивого затрагивающего некие глубины, а с другой - состояние настороженности, готовности ко всему. (Э.: у меня было ощущение экстремальности перед поездкой, а, попав в Непал, я как-то расслабилась. Несмотря на все государственные перевороты, забастовки и прочее, атмосфера в стране по моим ощущениям скорее позитивная.)
Сложно
сказать было ли всё в соответствии с ожиданиями или нет. Скорее, да. Непал –
страна контрастов. Красота гор и своеобразие тибетских поселений в горах
отличается от густонаселённых, пёстрых и достаточно грязных городов.
1-й день
Прилетели в
Катманду втроем. Нас встретил Таши Гурунг, директор фирмы Himalaya Kailash Travels, и отвёз в
гостиницу "Sunrise Cottage". Номер стоил $10 в сутки, что из
Москвы казалось вполне приемлемо, но для Непала, как мы вскоре выяснили, очень
дорого. Мы оставили вещи, проговорили с Таши наши дальнейшие планы, в частности
попросили перенести наши билеты в Москву с 1-го на 4-е ноября Затем мы, особо не отдыхая, пошли гулять в
город.
В первый же
день мы нашли свой любимый ресторан в районе Тамель – Helenas. В нём 6 или 7 этажей, что делает его
выше всех ближайших строений, поэтому с крыши, где мы сидели, открывается
великолепный вид на Катманду и окружающие горы. В первые дни мы старались как
можно осторожнее относиться к еде, почти не ели сырых овощей и какой-либо
необработанной пищи. (Э.: все обошлось благополучно, даже когда мы начали их
есть.)
Сразу после
обеда мы пошли к ступе Сваямбунатх. По дороге оставили в книжном магазине Piligrim Book House записку Стасу и компании, которые
прилетали в Катманду через Дели на несколько часов позже нас, и купили книжку Nepal Lonely Planet. С этого момента эта книжка стала нашим
постоянным спутником.
До ступы мы решили дойти пешком, чтобы
сразу начать близкое знакомство с
Непалом. Добрались минут за 20-30, особо не плутая. К ступе ведёт длинная
лестница, по бокам которой расставлены скульптуры в виде сторожащих лестницу
животных или Будд, сидящих в лотосе. В первый же день местные жители начали
"западать" на нашу блондинистую Настюху. Небольшая группа непальских
девочек никак не могла проститься с Настей. Мы уже двинулись уходить, а они все
по очереди откуда-то выскакивали, чтобы подбежать к Насте и еще раз сказать
"до свидания". В результате каждая из них попрощалась с Настей раз
пять.
Спустившись с
холма, на котором находится ступа, мы зашли в местных краеведческий музей - уж
очень Эма туда хотела зайти. Там было пусто и довольно спокойно, хотя ничего
особенного мы там не нашли. После этого мы решили опять же пешком вернуться в
центр. Считается, что ступа Сваямбунатх находится уже вне города. От ступы мы
решили дойти до площади Дурбар. Как оказалось, мы выбрали правильную дорогу, но
путь был неблизким. В какой-то момент мы подустали и, с непривычки,
почувствовали себя немного пресыщенными суетой Катманду.
До Дурбара
дотопали уже в темноте, поэтому, немного посидев на самом высоком храме в честь
бога Вишну и богини Парвати, отправились обратно в Тамель на велосипедном
рикше. Там благополучно встретили Стаса с Мариной, выпили с ними чаю в кафешке
неподалеку, обсудили наши дальнейшие планы и легли спать.
2-й день
На следующий
день я решил с утра пораньше сбегать на какой-нибудь йога-тренинг. Предложения
тренингов йоги, рейки, массажа, медитации встречаются повсюду в Катманду, а
особенно в районе Тамель, где много иностранцев. В предыдущий день я видел
интересное приглашение на йогу, но это оказалось не в Тамеле, т.е. туда надо
было ещё ехать. Поэтому я зашёл в первое попавшееся место с указателем
йога-тренинг. Я опоздал к началу, но мне как раз нужно было просто получить
впечатление как это проходит. Занятия, на которые я попал, были похожи на
своего рода утреннюю зарядку. Там присутствовали только непальцы. Насколько я
потом понял, по утрам обычно всегда занимаются непальцы, европейцы же обычно
занимаются вечером. Видимо, среди "белых людей" нет таких фанатов,
чтобы вставать в 5:30-6:00 и идти на йогу. Вели занятие на непальском, но я
умудрился сесть рядом с непальцем, который говорил не только по-английски, но и
по-русски. Оказывается, он учился в Минске в институте. Поэтому он мне немного
комментировал происходящее. Йогу вела молоденькая тоненькая непалка. Особо
сильных вхождений в асаны не было. Был стандартный набор положений. Атмосфера
была достаточно весёлой, периодически произносились шутки. В конце немного попели
Ом и помедитировали.
Когда я вернулся, Эма уже доделывала зарядку
с Настей. Мы собрались и пошли к Стасу с Мариной и к ребятам. Позавтракали и
отправились получать пермиты в район Анапурны. В Непале есть заповедные зоны,
куда нужны специальные пермиты. У нас был выбор - оформить пермиты сразу в
Катманду или потом в Покхаре, но так как у нас было время, мы решили это
сделать в Катманду. По дороге зашли в Piligrim Book House, где Стас встретил своего отца, Праяса. И мы все
вместе направились в офис, где получают пермиты. Отец Стаса рассказывал ему по
дороге о рафтинге, который он может сделать. Пермиты получили довольно быстро и
сразу отправились осматривать храмовый комплекс Пашупатинатх.
Пашупатинатх является одной из основных
святынь непальских индуистов. Сам бог Пашупатинатх – это одно из проявлений бога Шивы, наиболее почитаемого
индуистами. Пашупатинатх является покровителем животных, поэтому на территории
храма не позволяется носить какие-либо кожаные изделия. Рядом, на берегу священной реки Багмати проводится
кремация умерших индуистов. Мы как раз
попали на кремацию члена королевской фамилии, поэтому был почётный караул и
много народу. Еще запомнилось большое количество обезьян, видимо они
действительно чувствовали себя там в безопасности. В Пашупатинатхе мы провели
около трёх часов и отправились пешком к буддийской ступе Буданатх.
Ступа
находится в двух-трех километрах от Пашупатинатха. По дороге Эма очень начала
нервничать из-за того, что нам нечем было покормить Настю. (Э.: Настюха, действительно,
требовала еды, причем довольно громко.) В этой ситуации спасение мы нашли в
бананах, которые Настя, да и все мы с удовольствием съели. Ступа Буданатх
является основной святыней для буддистов в долине Катманду. По кругу вокруг ступы почти непрерывным потоком идут
паломники. Обходить ступу и крутить барабаны можно только по часовой стрелке.
Там мы снова встретили Праяса, который не поехал с нами в Пашупатинатх. Мы прошли вокруг
ступы, зашли в несколько монастырей в
зданиях по периметру ступы. Покрутили большой-пребольшой барабан.
У нас были
планы заехать в Патан, но мы часа два потратили в ресторане на еду, поэтому уже
никуда не успели. Мы ещё раз походили вокруг ступы в свете огней от
многочисленных свечей, на звук пенья зашли в ещё один буддийский монастырь,
сфотографировав удивлённым монахов мальчиков, сидящих на нарах, и поехали
домой.
Дима с Сашей решили заехать в Ошо Тапобан к
Праясу. Тапобан - это место недалеко от Катманду в горах, где организована
община Ошо. Стас, Марина и мы с Эмой поехали в Катманду. У меня было ощущение,
что мы ещё попадём в Тапобан.
Мы хотели во
второй раз посетить площадь Дурбар в Катманду, но "умный" таксист
привёз нас на улицу Дурбар, что находится в совершенно другом районе Катманду.
Поэтому мы сразу пошли к себе в Тамель. На следующий день у нас были
авиаперелет в Покхару.
3-й день
Билеты в
Покхару у нас были на утреннее время, поэтому мы позавтракали и отправились в
аэропорт. В аэропорту мы впервые столкнулись с обычаями местного контроля.
Аэропорт окружён колючей проволокой. При подъезде к зданию аэропорта на дороге
установлены перегородки с колючей проволокой, по сторонам стоят дзоты из мешков
с песком с вылезающими из амбразур дулами пулеметов. Рядом несмотря ни на что
весёлые солдаты непальской армии досматривают все машины. В общем, настоящая
экзотика.
В аэропорту все сумки вроде как проверили,
всех обыскивали: мальчики в кабинку направо, девочки налево. Местные самолёты
по размерам напоминают наши кукурузники, хотя там стоят нормальные самолётные
кресла и есть стюардесса, которая предлагает воду и конфеты от укачивания.
Долетели мы без проблем, за исключением того, что рейс задержался на 1,5 часа,
но тут это было в порядке вещей. Вид из иллюминатора был прекрасный. Так как
самолёт маленький, полет проходил невысоко над землёй. Летели вдоль Гималаев,
светило солнце, отражаясь внизу в многочисленных речках, пересекающих долину.
Разместились
мы в районе Лейксайд в гостинице, которую порекомендовали Стасу в Катманду.
Гостиница была чистенькой, и кроме нас там никого не было. Стоила она $4 за
номер с ванной, что нам показалось дёшево, хотя после трекинга мы поняли, что и
это очень дорого. Разместились и пошли гулять по городу.
Надо сказать,
что в Непале большие города делятся на две зоны: там где бывают туристы и там
где живут местные. Различаются эти зоны тем, что в туристской зоне намного чище
и спокойнее, чем во второй, но цены там, естественно, выше, , а кроме того к
вам почти неминуемо кто-нибудь пристанет с желанием что-нибудь продать,
организовать для вас супер-тур или чтобы просто попрошайничать. В районах, где
живут местные, вас могут с интересом разглядывать, но не более того. В Покхаре
данный туристический оазис, или Лейксайд, достаточно приятный и напоминает
курорт. Этот район вытянулся вдоль горного озера Фева, второго по величине
озеро в Непале. Температура в Покхаре выше, чем в Катманду, так как этот город
находится на 200 метров ниже столицы. Основная улица в Лейксайд идёт вдоль
озера и состоит из многочисленных туристических магазинчиков и ресторанов,
причём особенно популярны рестораны с видом на озеро и на вершины Гималаев. Все
здания высотой в два-три этажа, на
улицах достаточно чисто. Короче говоря, мне там понравилось.
В первый же
день у нас было желание посетить местные достопримечательности. Покхара, в
отличие от Катманду, не обладает большим количеством храмов и монастырей. Но
всё же там есть, что посмотреть. С трудом оторвав Сашу от сувениров, мы
всё-таки взяли лодку и поплыли на другой берег озера. Посередине озера на
небольшом острове располагается небольшой индуистский храм, посвященный Варахи,
одной из многочисленных инкарнаций Вишну. Также там много домиков для голубей с
их обитателями, что очень обрадовало Настю, которая всё наше пребывание на
острове, повизгивая и топая ногами, гоняла голубей. Затем мы опять сели в лодку
и доплыли до другого берега. Наша цель была добраться до ступы, которая
находилась на самой вершине холма на противоположной стороне озера, причём мы
хотели успеть встретить закат наверху, как нам рекомендовали местные жители.
Итак, это был наш первый мини-поход по горам.
Мы, конечно, всего лишь забрались на холм, но всё равно пришлось лезть вверх по
тропе среди местных джунглей, у меня сзади в рюкзаке сидела
одиннадцатикилограммовая Настя. Мы успели забраться за 15-20 минут до заката.
Буддийская ступа Мира - достаточно современная постройка, но выглядит она очень
величественно, красиво вздымаясь над лежащими внизу озером и городом. Немного
отдохнув и погуляв вокруг ступы, мы отправились в обратный путь. Идти, а затем
переправляться на лодке на другой берег, пришлось уже в полной темноте. Мы
отказались от услуг местного гребца, и поэтому непальцы сопровождали нас на
второй лодке, тревожно уговаривая нас брать левее, чтобы не попасть на
территорию военной части непальской армии. Без приключений поужинали и
отправились спать. На следующий день у нас начинался трекинг...
4-й день
Встали
затемно, нам предстоял перелёт в Джомсом. Иногда бывают проблемы достать билеты
из Покхары в Джомсом, т.к. количество рейсов ограничено. Поэтому мы купили
билеты заранее через Таши. Самолёт был в 7:00. Говорили, что в районе Джомсома,
который находится в высокогорном ущелье, с 11-12 часов дня поднимался очень
сильный ветер. (Нам ещё предстояло это ощутить на собственной шкуре.) В связи с
этим самолёты летали только рано утром.
Утром было
немножко прохладно, но мы тогда еще не знали, что в горах гораздо холоднее.
Летели всё на таком же маленьком самолёте. Внизу опять можно было наблюдать
впечатляющие горные пейзажи. Самолёт пролетал иногда совсем близко над
вершинами гор. В какой-то момент он попал в зону турбулентности, его швыряло,
почти зацепляя крыльями за края ущелья. Все слегка побледнели, только
догадываясь, что же будет, если полететь здесь после двенадцати, когда
поднимется настоящий ветер.
Прилетели в Джомсом в 8-8:30 утра, солнце ещё
не появилось из-за гор, и лужи затянуло ледком. После Покхары, где уже в 6
часов грело солнце и было не меньше двадцати градусов тепла, это был неприятный
сюрприз. К счастью, нам быстро отдали багаж. Вывернув наизнанку рюкзаки в
поисках теплых вещей и надев на себя все, что можно, мы вышли из аэропорта на
основную улицу Джомсона, являющуюся одновременно туристической тропой, ведущей
вдоль ущелья.
Итак, мы были
в горах. Городок Джомсом является одним из самых больших в округе, хотя пройти
его можно за 10-15 минут. Главная улица достаточно широкая и вымощена камнем.
По сторонам улицы идёт непрерывный ряд ресторанчиков, кафешек и гостиниц вполне
привлекательного вида. Зачастую строения тут деревянные и чем-то напоминают
домики в европейских Альпах. Мы зашли в очередную German Bakery и позавтракали в застекленной комнате на втором этаже с видом на
вздымающуюся перед нами гору Нилгири. Через минут двадцать нас так припекло
взошедшее солнце, что пришлось раздеваться так же быстро, как мы до этого
одевались.
Заповедник
вокруг Анапурны является зоной, за посещение которой туристы выкладывают
деньги. Вдоль маршрута расположены так называемые чек-посты, где надо ставить
отметку в свои пермиты. На всякий случай мы старались следовать данному
правилу. Поэтому, отметившись в Джомсоме и готовые на новые приключения, мы
двинулись дальше.
По нашему
плану, мы должны были подняться от Джомсома до места Муктинатх, а затем уже
спускаться всё время вниз до первого города, откуда ходит автобус до Покхары.
Чтобы сильно не перенапрягаться в первый день, подъём на Муктинатх мы разделили
на два дня. В первый день надо было подняться на 5-6 километров до деревни
Кагбени, которая находится почти по пути в Муктинатх, а оттуда на следующий
день в Муктинатх. (Э.: Самое удивительное то, что нам удалось выполнить свой
план практически целиком. Да, мы сделали это! А ведь среди нас и
спортсменов-походников, и горных туристов особо не было. Разве что наша
Настюха, у которой за плечами был поход на Алтай в кенгурушке.)
Вышли из
Джомсома не поздно и проделали треть пути при очень даже приятной погоде. Мы
выбрали идти по левой стороне реки Калигандаки. Как оказалось, основной поток
людей шёл по противоположной стороне. Дело в том, что хотя тропа на карте была
обозначена на нашем берегу, справа была возможность идти по низу по руслу реки,
что оказалось легче, чем все время карабкаться вверх-вниз вслед за
"основной" тропой. Зато мы шли подальше от толпы, почти в
одиночестве, среди величественных гор, греясь в лучах утреннего солнца. Однако
в двенадцатом часу, как и предвещали, начал подниматься ветер. Мы уже
достаточно сильно разогрелись и успели искупаться в реке до того, как ветер ещё
больше усилился и уже ни о каком купании не
хотелось и думать. Остаток пути мы проделали в сопровождении достаточно
сильного ветра, набивающего в рот и глаза песок. Более опытные туристы, которые
шли навстречу нам, были не только в очках, но и в повязках, защищающих нижнюю
часть лица.
В Кагбени мы
расселились в понравившейся нам гостинице. Содержала эту гостиницу тибетская
семья, причём основную работу выполняли женщины. В прихожей на стене, как и во
многих тибетских домах, висел большой плакат с изображением главного храма в
Лхасе. Еда не понравилась - мы так долго ее ждали, что часть блюд нам
умудрились подать уже совсем холодными.
Солнце
садилось, когда мы наконец вышли на улицу, чтобы посетить в местный тибетский
монастырь. Монастырь, которому было около 500 лет, представлял собой
прямоугольное каменное здание красного цвета, обнесенное стеной. Снаружи он нам
не сильно приглянулся, основные достопримечательности были внутри. Монах,
привыкший работать своего рода экскурсоводом ради дохода, который приносят
монастырю любопытствующие туристы, рассказал нам о жизни монастыря и ответил на
наши вопросы.
Когда мы
вышли, уже темнело. Тут вдруг во всём селении вырубило электричество, поэтому,
попив чаю при свете керосиновой лампы в гостинице, мы пошли спать. (Э.: Как
оказалось, отключение в этом поселке света на час в 8 часов вечера– регулярная
практика. Большинство праздных туристов от нечего делать ложатся спать, и
получается немалая экономия для хозяев гостиниц.)
5-й день
Утром я
немного пробежался по округе и сделал зарядку на одном из возвышений. Виды
открывались великолепные. Долина русла реки, кругом снежные вершины
гор, наполовину освещённые утренним солнцем, домики Кагбени, где-то в стороне
пастух и стадо коз. Чтобы не задерживаться, так как нам предстоял непростой
подъём, мы с вечера заказали завтрак на 7 утра. Быстро позавтракав, мы
отправились в дорогу. Наслаждаясь великолепными видами – на этой высоте была
осень и деревья стояли все в золотой листве-, мы дошли до деревеньки Джаркот,
последним населенным пунктом перед Муктинатхом.
К этому
времени некоторые из нас начали ощущать слабые симптомы горной болезни.
Сильного обострения, к счастью, не было. В Джаркоте мы немного перекусили и
сходили в местный тибетский монастырь. При монастыре был центр тибетской
медицины. Планировка тибетских монастырей была достаточно стандартная. При
входе попадаешь на основную площадь монастыря, окружённую широкой стеной, в
которой находятся кельи монахов и бытовые помещения. За площадью находится
основной храм монастыря.
Когда мы вошли на территорию монастыря,
там было около десятка тибетских мальчиков-монахов. Естественно, их привлекла
бодро топающая Настя, поэтому, когда мы вышли из храма, группа детей обступила
Настю. Я решил всех сфотографировать. Мальчики, увидев, что я собрался снимать
Настю, начали расходиться. Я им показал жестом, что напротив, хочу, чтобы они
были в кадре. Юные монахи с радостью начали размещаться вокруг Насти. И тут...
Настик, видя близко от себя местных детей, вдруг как топнет ногой, как
взвизгнет и как ринется на них. Что тут началось! Все дети как бы включились,
начали бегать, прыгать вокруг Насти, кричать, смеяться и хлопать в ладоши.
Настя, поначалу опешив от такого бурной реакции, потом еще больше развеселилась
и начала носиться среди них. Все были в восторге.
Из Джаркота
мы двинулись в Муктинатх. По нашим сведениям, в Муктинатхе не так много
гостиниц и могли быть проблемы с размещением, поэтому лучше было придти туда
пораньше. По дороге нам уже постоянно встречались
рощицы с осенними пожелтевшими деревьями. В какой-то момент мы прошли около
стада яков -настоящих здоровенных яков, покрытых длинной шерстью, и важно
стоящих на склонах. Казалось, ничто не может сдвинуть их с места.
В Муктинатхе
мы на самом деле так и не нашли подходящего номера с ванной внутри и с горячей
водой. Пришлось разместиться в довольно милых номерах, где все удобства были
отдельно. Немного перекусив купленным в Покхаре "трекерс фьюел"
(мюсли с сухофруктами и орехами), пока не стемнело, поплюхали еще немного выше
осматривать местные достопримечательности. У каждого было в той или иной
степени выраженное ощущение перегрузки в ногах и головная боль, но это
компенсировалось чудесной погодой и величием места. Светило яркое солнце, небо
совершенно чистое и из-за высоты имело глубокий тёмно-синий оттенок.
Муктинатх находится на высоте 3800 м и
считается местом силы, равно как и объектом активного паломничества. Там
находятся три буддийских и один индуистский монастырь. Паломники-индуисты
приезжают отовсюду, что помолиться в храме Шивы и омыться в 108ми священных
источниках. Один из буддийских монастырей примечателен тем, что там горит
вечный огонь, похожий на синий фитилек керосинки. Все вокруг храмового
комплекса – скалы, деревья -увешано цветными флажками с написанными на них
мантрами. Повсюду стоят священные барабаны с молитвами и журчат ручьи. (Э.:
Кстати, именно там мы видели молитвенные барабаны, сделанные из плохо
покрашенных жестяных банок из-под канадского сухого молока.)
Посмотрев
монастыри, мы вернулись в гостиницу, набрав по дороге воды в пункте так
называемой безопасной воды (safe water station). Данные пункты встречаются по всей тропе и представляют собой маленькие
сарайчики, большую часть которых занимает перегоночный (не самогоночный!)
аппарат с трубками и краником. Они установлены непальской администрацией и
якобы чистят горную воду от вредных для европейцев бактерий. Эти станции - толи
признак цивилизации, толи еще одна статья дохода от туризма. Надо сказать, что
эта вода была вкуснее и немного дешевле, чем вода в бутылках, поэтому во время
трекинга мы по возможности потребляли её.
6-й день
С утра
пораньше я опять решил побегать и сделать зарядку где-нибудь в окрестностях. Я
встал в 5:00, поэтому в деревне было ещё совсем пусто и темно, солнце ещё не
всходило. За ночь подморозило, поэтому я был в свитере и ветровке. Забравшись на
один из холмов, с которого открывался вид на всю долину, я уселся на
пенку-"напопник" и попробовал погрузится в свои ощущения. С самого
входа в Муктинатх было ощущение плотности энергопотоков, не зря ведь Муктинатх
называют "местом силы". Данное ощущение можно было спутать и с
эффектами горной болезни, но, с другой стороны, может как раз в этом и кроется
одна из причин горной болезни? Сейчас, восстанавливая в памяти свое пребывание
в Муктинатхе, припоминается ощущение чего-то чистого и прозрачного, но в то же
время чего-то исполински мощного. Сидя на холме, я чувствовал некие древние
силы, дремлющие кругом. Естественно, на мои впечатления накладывались разные
мифы и сказания об этих местах, но почему бы было не пофантазировать? Светало.
Через некоторое время солнце осветило верхушки снежных вершин. Я сделал немного
динамики и быстро сбежал вниз, чувствуя какую-то лёгкость в теле.
Эма уже
встала и быстро вернула меня из "заоблачных" ощущений к сбору вещей.
Мы все позавтракали, сбегали отметиться на местный чек-пост и отправились в
обратный путь. Спустившись вниз до деревеньки Эклебати и выпив "big pot" мятного чая, мы пошли по долине реки в обратную сторону, на этот раз
по той же стороне, по которой шел поток туристов вперемешку с караванами ослов.
Первые один или два осла в караване обычно украшены перьями, а их шеи -
тяжелыми медными бубенчиками.
Как и в
позапрошлый день, в долине нас встретил ветер. Но в этот раз он бил нам в лицо.
Долина реки образовала что-то наподобие аэродинамической трубы. Самым противным
было то, что даже во время коротких стоянок для отдыха спрятаться от ветра было
буквально негде. Один раз мы присели было за скалу, но сверху посыпались камни
и срочно пришлось уйти. Отчаянно борясь с потоками воздуха и выплевывая песок,
мы добрались наконец до Джомсома, где после посещения очередного чек-поста
остановились на перекус.
В тот же день мы успели сделать еще
два-три перехода и спуститься до милого городка Марфа. После Джомсона ветер
стих. По сторонам дороги начали появляться сады, усыпанные темно-красными или
жёлтыми яблоками. Надо отметить, что яблоки там отменные. Только что сорванные,
они дают вкус свежести и атмосферы местных гор, чистых и прохладных.
Разместившись
в Марфе в гостинице "Снежный леопард", мы с Сашей пошли за водой. На
обратном пути решили зайти в тибетский монастырь и узнать про время утренней
медитации. Главный лама монастыря, довольно молодой и приветливый человек,
сообщил, что медитации не будет, но зато как раз этим вечером состоится большой
праздник – Фестиваль танцующего ламы. Мы только вернулись в гостиницу и
заказали ужин, как в этот момент с улицы начали раздаваться стуки барабана,
сигнализирующие начало праздника. Зная, как долго для нас всех
могут готовить еду, мы с Эмой решили быстро сбегать и посмотреть, откуда этот
барабанный бой. Барабанили у самого входа в монастырь. В храме было уже полно
народу, вся утварь буддийского монастыря отливала яркими красными, жёлтыми,
синими цветами. Монахи сидели в центре. По периметру храма у стенки
располагались зрители, в основном европейцы. Мы тоже сели у стенки. Настя
сильно привлекла внимание трех местных монашек, которые, сидя напротив нас,
знаками и улыбками зазывали Настю. Настя проявляла интерес к происходящему, но
старалась держаться максимально близко от мамы, всё-таки место незнакомое.
Монахи пели мантры, дудели в огромные, лежащие на полу трубы, изогнутыми
палками били в большие барабаны, звенели в тарелочки и трубили на чем-то,
напоминающем морские раковины.
Просидев
почти до конца данного действа, мы побежали в гостиницу в надежде всё-таки
застать ужин. Как оказалось, нашу еду только принесли. После ужина мы уже все
вместе пошли смотреть продолжение праздника. К этому времени уже окончательно
стемнело. Процессия из монахов и большого количества зрителей вышла из ворот
храма и потянулась по основной улице. Представление происходило за воротами
города около старого монастыря. Знакомый нам лама вместе с другими ламами пели
мантры, три монаха, одетые в страшные маски, танцевали в кругу. Всё это
происходило при свете разведённого костра и принесённой лампы на генераторе.
Было достаточно весело, хотя в какой-то момент мы немного подмёрзли, и Настик
своими криками известил, что ей пора спать.
После
представления вся процессия направилась обратно в монастырь. По дороге местные
начали вовсю веселиться, поздравлять монахов и обсыпать друг друга мукой.
Приятно, что люди праздновали действительно для себя, это не было каким-то
представлением для туристов.
7-й день
В этот день
мы вышли позже, чем в предыдущие дни, где- то в 9-10 часов. Перед выходом зашли
всё в тот же монастырь, так как не все из нас побывали внутри в
предыдущий день. Мы ещё раз пообщались всё с тем же ламой приветливым ламой и
отправились в путь. По нашему графику мы должны были дойти до деревни Колопани.
(Название в переводе означало "чёрная вода".) Расстояние до Колопани
было достаточно большое, но мы надеялись, что тропа будет лучше, и мы сможем
быстрее передвигаться. Тропа была действительно лучше, но всё равно на дороге
было много подъёмов и спусков. Кроме того, наши постоянные спутники – караваны
осло-лошадей - тоже затрудняли передвижение.
Автомобильной
дороги до Джомсома нет, поэтому ослики и люди-носильщики - это единственные
доступные средства транспортировки грузов. (Самолет не в счет – он для богатеньких.)
Что нас поразило, так это насколько хорошо ослы знают дорогу. Однажды,
остановившись у развилки и не зная, продолжать ли идти по тропе на этом берегу реки или
перейти через мост, мы сделали привал. Когда к нам приблизился караван ослов,
мы посторонились от основной тропы, пребывая в уверенности, что ослики пойдут
именно по ней, и почти перегородили вход на мост. Погонщик ослов шёл сзади
каравана и еще не показался из-за поворота. К нашему удивлению, передний осёл
вместо того, чтобы идти прямо по тропе, практически растолкал нас и ступил на
мост. За ним последовали и все остальные. Тут мы почувствовали себя неловко –
даже ослы знали куда идти, а мы - нет. Кроме того, возник законный вопрос –
если ослы ходят сами, для чего тогда нужен погонщик? Дима высказал логичное
предположение, что погонщик нужен, чтобы выбрать переднего осла.
По дороге мы
зашли в два буддийских монастыря. Монастыри есть почти в каждой деревеньке,
поэтому, когда это совпадало с нашей стоянкой мы старались сбегать в них без
рюкзаков. Интересно, что хотя основные храмы монастырей часто заперты, а
местные монахи заняты хозяйством, но неподалеку быстро находился кто-нибудь,
кто открывал нам двери храма и терпеливо ждал, пока мы всё осмотрим. В знак
благодарности мы оставляли пожертвования в специальных ящичках, хотя нас к
этому никто не обязывал. В одном из монастырей мы также купили сушёные яблоки,
которые вместе с кукурузой сушили на всём возможном пространстве в монастыре.
Окружающая
природа сильно сменилась по сравнению с нашим предыдущим переходам. Мы
постепенно уходили из осени в лето. Теперь наш путь проходил по джунглям с
высокими зелёными деревьями и пышной растительностью. Тропа всё так же шла
вдоль реки, иногда забираясь высоко вверх, где река сужалась, либо спускаясь совсем
к воде, так что приходилось идти по руслу реки. В какой-то момент, проходя
через очередную деревеньку, мы видели местные соревнования по стрельбе из лука.
Когда мы
пришли в Колопани, уже смеркалось. Почти сразу мы наткнулись на вполне хороший
отель "Анапурна гест хауз". Там было немного дороже, чем в отелях в
предыдущих деревеньках, но это был самый хороший отель за наш трек, да,
пожалуй, и за наше пребывание в Непале. Отель состоял из двух строений:
основного здания, где были расположены номера без удобствами, ресторан и
административные комнаты, и домика более поздней постройки, где находились
номера с ванной. В них мы и остановились. Комната там была большая, обитая
деревом. Ванная тоже новая, в западном стиле. В отличие от других отелей, где
горячая вода была только днем за счёт солнечного тепла, здесь были
электрические водонагреватели. Горячая вода шла плохо, но всё-таки была, чем мы
все трое и воспользовались, приняв душ.
У входа в
гостиницу Настя познакомилась с местной собакой. Собака была большая и, как это
обычно бывает с большими собаками, добрая. Она терпеливо выносила все Настины
заигрывания и поглаживания, которые порой больше походили на небольшие пинки. В
какой-то момент, почувствовав родство с этой собакой, Настя решила её
приподнять вверх за шею. Тут пёс не выдержал такого внимания, осторожно встал и
ушел. Немного проводив его взглядом, Настя увидела курочек и ринулась
возвестить их об этом. В этом же отеле мы наконец поняли смысл углублений в
полу, которые делали под тибетскими столами. Туда ставили раскалённые угли для
согревания ног. Классная штука, так ночью там было прохладно. Правда один из
наших соседей по столу, европеец, умудрился там подпалить свои кроссовки.
Помимо всех этих удобств там очень неплохо кормили. Короче говоря, мне даже
жалко было оттуда на следующий день уходить.
8-й день
С утра Саша и
я решили забраться на соседнюю гору, чтобы встретить рассвет наверху. Мы вышли
где-то в 5:30. Было ещё совсем темно и прохладно. У меня были опасения, что мы
в темноте не найдём нужную тропу наверх. Так собственно и получилось. Пройдя по
тропке, уходящей от основной дороги вправо, буквально через метров сто мы
упёрлись в подножие. Перед нами вздымалась гора, поросшая джунглями, чуть
правее было русло высохшей реки, представляющее собой гладко обтёсанную скалу.
Тропы видно не было, поэтому мы полезли вверх без тропы, придерживаясь поначалу
русла реки. В какой-то момент увидев перед собой почти отвесную скалу мы
свернули левее, и всё остальное время подъёма пробирались по джунглям. Солнце
ещё не появилось, поэтому было непривычно тихо, только раз мы спугнули какую-то
птицу, которая без крика улетела, хлопая крыльями.
Взбираться
было довольно весело. Склон временами становился достаточно крутым. Иногда
приходилось преодолевать громадные валуны, обходить отвесные и крутые участки.
Лес представлял собой заросли бамбука, небольших деревьев, лиан и кустов. Всё
это вместе давало очень хорошую возможность полазить. Деревья и растительность
кругом некоторым образом страховали от падения вниз. Естественно, если
сорваться, можно было повредиться, но всё же это не то же самое, что катиться
по скалам до самого низа. Наверх мы лезли почти полтора часа, периодически
делая небольшие перерывы. Тропы так и не нашли.
На семь часов
утра у нас был заказан завтрак. Время как раз было почти семь, поэтому,
забравшись на один из огромных камней, самую высокую точку в округе, мы решили
дальше не лезть и встретить рассвет тут. Солнце как раз начало появляться на
противоположных вершинах гор. Пофотографировав, мы начали спускаться вниз. Мы
решили вернуться к реке в надежде, что там будет проще спускаться. И
действительно, по руслу реки вода образовывала небольшие бассейны или
ступеньки. Поэтому, если аккуратно по ним бежать, то можно было достаточно
быстро спускаться. В какой-то момент русло реки превратилось в небольшой
водопад, мы свернули левее, и вскоре обнаружили тропку. Это и оказалась тропа,
которую мы искали в начале. Спустившись вниз где-то за полчаса, мы оказались
почти в том же месте, откуда начинали свой подъём. Но тропу действительно
сложно было обнаружить даже при дневном свете.
Наши ребята
уже завтракали. Подкрепившись, мы отправились дальше. В этот день нам предстоял
самый длинный переход. Путь проходил по глубочайшему ущелью мира. Громадные
горные массивы Анапурны и Дхаулагири зажали маленькую по сравнению с ними реку
Калигандаки с двух сторон. Тропа теперь уже шла по верху, поднимаясь то вверх,
то вниз, иногда пересекая реку подвесными мостами. Окружающая природа всё
больше походила на тропический лес. На деревьях появлялись апельсины, лимоны,
бананы.
Полуденный
привал мы сделали в местечке Гхаса. Нам предстояло пройти столько же, а, как
оказалось на деле, даже больше, до Татопани. Всё чаще из склона горы появлялись
горные ручейки, образуя разного размера водопады. Около 16-17 часов, уставшие,
мы остановились в кафе около водопада и заказали горячей воды, была идея
заварить свой чай. Нам принесли здоровенный термос с водой, и мы засыпали туда
всего, что унас было: чёрного и зелёного чая, сушёных блок. Это зелье нас так
взбодрило, что мы таки дотопали в тот день до Татопани.
Последние
минут сорок мы шли уже в полной темноте. Дорогу часто пересекали ручьи и в
темноте трудно было не замочить ноги. Иногда попадались непальские хижины,
освещённые тусклой свечкой изнутри и наполненные удивлённо взирающими на нас
местными жителями Наконец показались огни Татопани. Осмотрев все отели, мы
расселились и пошли ужинать. У нас с Эмой и у Димы с Сашей были комнаты прямо в
саду гостиницы с видом на увешанные фруктом апельсиновые и лимонные деревья.
Рядом раздавался шум реки Калигандаки. Комнаты были не в лучшем состоянии, но
близость к природе делала это почти незаметным.
9-й день
Утро выдалось
пасмурным, и периодически накрапывал мелкий дождь. Татопани находится уже достаточно
низко, поэтому, несмотря на погоду, было тепло. Впоследствии мы поняли, что
такая погода нам даже на руку. Мы позавтракали в гостинице и отправились
разведывать местную достопримечательность – горячие источники. Источники
представляет из себя три больших бассейна под открытым небом, прямо на берегу
реки Калигандаки. К бассейнам подведены трубы, из которых поступает горячая
вода источников. Рядом находятся две раздевалки и небольшой бар.
Вода в
бассейне оказалась очень горячей. Я влезал в бассейн минут 5, чтобы сразу не
обжечься. Когда мы пришли, в бассейне уже было человек 8-10 непальцев и человек
4-5 европейцев. Между тем много непальских девушек, моющихся прямо в одежде,
толпилось рядом с бассейном, используя вытекающую горячую воду для стирки и мытья
головы. После нескольких дней ходьбы по горам было очень приятно полежать в
горячем бассейне. Настюху тоже постепенно, соблюдая осторожность, засунули в
бассейн, и она особо не бунтовала против этого, просто стала вся красная и
распаренная. Для контрастных ощущений наша компания периодически бегала
окунаться в холодную реку, что вызывало удивление со стороны местных.
Было
опасение, что после такой расслабляющей процедуры, мы совсем не сможем идти дальше. Но все достаточно
бодро собрались и продолжили спуск. Пасмурная погода была большим плюсом в для
купания в горячих источниках и для ходьбы под рюкзаком. Через некоторое время
после нашего выхода из Татопани дождь прекратился, тучи постепенно начали
расходиться, и появилось солнце.
Ещё в прошлый
день мы решили пойти не стандартным путём. Основной трек проходит через деревню
Горепани. От Татопани до Горепани идёт набор высоты, почти километр, а затем
спуск. Мы же решили пойти дальше по ущелью до городка Бени. Стас очень хотел
попасть на сплав по реке, который начинался из города Баглонг недалеко от Бени.
У нас с Эмой не было планов сплавляться из-за Настюхи, но мы решили не
отрываться от всех. Еще одним аргументом против того, чтобы идти через Горепани
были слухи, что в Горепани находятся маоисты, местная оппозиционная
коммунистическая партия, которые взимают с туристов таксу за проход в размере
1000 рупий.
Итак, мы
продолжили идти вдоль Калигандаки и в течение первой половины дня вышли за
территорию заповедника Анапурна. Мы спускались всё ниже и ниже, любуясь
тропическим лесом и горами. Иногда мы проходили мимо водопадов, падающих со
склонов в реку. Виды были прямо как на картинах.
В Бени мы
добрались уже в темноте. Задолго до Бени нам стали попадаться мотоциклы,
тракторы, автомобили и другие признаки нашей цивилизации. Ощущение чистоты
горной природы стало постепенно пропадать. Бени был похож на обычный непальский
город. К нашему удивлению, там оказалось не так просто найти гостиницу, и мы
прошли почти весь город в поисках места, где переночевать. Гостиницу всё же
нашли, с местами проблем не было.
10-й день
На следующий
день мы разделились. Стас, Марина, Дима и Саша уехали в 6 утра на первом
автобусе. Они хотели доехать до Баглунга и там договориться о сплаве. Мы же
решили особо не спешить, дать выспаться Насте, позавтракать и спокойно поехать
в Покхару. Но в этот день всех нас ждали приключения.
С утра я
сбегал на близлежащую горку. До определённого момента, на вершину вела
лестница, затем основная тропа свернула, и я уже по тропинкам забрался на верх.
Вид открывался на всю долину, внизу лежал Бени. Солнце медленно появлялась на
противоположных склонах. Я сделал небольшую зарядку, в основном из динамических
упражнений, чем привлёк внимание местной детворы настолько, что в конце они
набрались смелости, подошли и спросили меня на вполне понятном английском, что
я делаю. Особенно рассказывать было нечего, поэтому я улыбнулся, сказал, что
делаю утреннюю зарядку, и побежал вниз.
Позавтракать
мы с Эмой решили в каком-нибудь другом месте, так как в нашей гостинице еда нам
не очень понравилась. Позавтракали в другой гостинице, "Йети гест
хауз", там было тихо и очень даже хорошо кормили. И там нашёлся Насте
непальский друг, который был чуть постарше, но всё равно они отнеслись друг к
другу с большим интересом. Затем мы отправились на площадь, где находились
автобусы и такси.
Было около
девяти. На автобусной площади осталось очень мало машин, да и те кто остался,
почему-то не собирались ехать в Покхару. Один из водителей джипа сказал, что
может довезти нас до какого-то селения, откуда мы должны будем искать транспорт
до Покхары. Мне этот вариант не понравился, и я продолжил поиски. Тут я заметил
ещё двух туристок, как затем оказалось из Дании, с проводницей. Я предложил
вместе искать транспорт, и они согласились. Их проводница поговорила с тем же
водителем джипа, и оказалось, что на дорогу сошёл оползень и проехать
невозможно, поэтому доехать можно только до этого места, а дальше надо
пересаживаться на другой транспорт. Выбора не оставалось, и мы поехали на
джипе.
Так уж вышло,
но мы втроём сели сзади. На первых же метрах дороги я понял, что подвесок у
джипа нет вообще. Дорога была обычной просёлочной с кучей ям, поэтому болтало
просто страшно. Отчаянно вцепившись одной рукой за кресло, другой я и Эма
держали Настика. Настику езда не понравилась, и она начала хныкать. Мы её
успокаивали, как могли, но в голове уже начали закрадываться мысли, что долго
мы так не выдержим. Грудь Насте Эма при такой страшно тряске тоже не могла
дать. Я уже начал думать о том, не пойти ли нам пешком. Тут Настюха начала
закатывать глаза с явным намерением отрубиться. Нас это сильно напугало, и мы
попросили остановить машину. Эме с Настей удалось поменяться с датчанкой,
которая сидела на переднем сидении, и мы решили попробовать ещё проехать на
машине. На переднем сидении видимо было получше, и нам удалось кое-как доехать
до места завала дороги.
Участок
завала мы прошли пешком, а с другой стороны дороги уже стояло много автобусов и
машин. Оползень представлял собой здоровый кусок земли, с растущими на нём
травой, кустами и маленькими деревьями. Таксисты заламывали какие-то очень
большие цены до Покхары, поэтому по совету одного из местных мы доехали на
автобусе до развилки на Покхару и Баглунг. Езда на автобусах в Непале
представляет очень бурное мероприятие. Всегда находится два-три добровольца,
которые помогают водителю организовывать езду автобуса. Они непрерывно стучат
по борту автобуса, помогают выходящим, затаскиваю входящих, следят, вписывается
ли автобус на сложных поворотах.
Доехав до развилки, мы вышли и стали
искать такси до Покхары. Здесь же оказались наши знакомые из Дании. Развилка
представляла собой чек пост, с пулеметом, автобусной остановкой и несколькими
сараями, которые выполняли функции магазинчиков. Чек посты есть на всех дорогах
Непала. В связи с терактами, проводимыми маоистами, проверяется весь транспорт,
особенно автобусы. Настя, как обычно, завоевала симпатии окружающих, в том
числе военных на чек посте. Было забавно, когда здоровые дяди в военной форме и
с автоматами пытались привлечь Настино внимание, прыгая вокруг неё. Через связь
на чек посту нам вызвали такси из Баглунга. Благополучно погрузившись, мы
отправились в Покхару.
Стоял
достаточно жаркий солнечный день, но в машине было хорошо. Мы увидели, как
датчанки, уехавшие первыми, стояли у обочины, а их водитель менял колесо. Через
несколько километров колесо спустило и у нас. Запаска была похоже тоже дырявая,
но к счастью это случилось в одном из придорожных деревень, поэтому мы
остановились у местного шиномонтажа и наш водитель отправился ремонтировать
колёса. Пока мы его ждали, сбежалась вся детвора, неизбалованная посещениями
туристов, посмотреть на Настю. Настюха в тот момент была в резвом настроении,
поэтому начала просто гоняться за всеми с явным
намерением их обнять. Непальские детишки, видя такую прыть Настюхи, шарахались
от неё, чем ещё больше заводили Настю. Мы с Эмой тоже по возможности её
останавливали, всё-таки местные дети чистотой не отличались. В какой-то момент
на глаза Насте попались гуси, которые мирно отдыхали под лавкой. Не успела
Настя показать на гусей, как одного из них тут же вытащили из под лавки и
сунули чуть ли не в нос Настюхе. Настя поулыбалась, но трогать гуся особо не
захотела.
После
благополучной замены колёс мы отправились дальше. Датчанки уже давно проехали
мимо. Наш водитель, довольно приятный мужичок, видимо, почувствовал себя
виноватым за задержку, поэтому начал бешено гнать, обгоняя впереди идущие
машины и иногда с трудом вписываясь в повороты. Я попросил его ехать
поосторожнее, и мы благополучно доехали
до Покхары.
В Покхаре по
путеводителю мы нашли хороший ресторан на берегу озера, пообедали там и
достаточно быстро нашли вполне хорошую и недорогую гостиницу, "Йети гест
хауз". В турагенстве при гостинице мы договорились о туре в Читван, один
из самых известных заповедников в Непале. После этого мы пошли в нашу прошлую
гостиницу, чтобы забрать там вещи. Там, к своему удивлению, мы встретили Диму с
Сашей. Оказалось, что другая часть группы, тоже испытав немало проблем из-за
сошедшего оползня и не попав сразу на сплав, решили ехать в Покхару и уже из
Покхары договориться о сплаве. Ребята уезжали рано утром следующего дня на
сплав. Поужинав всё в том же нашем любимом ресторане на берегу озера, мы
договорились о наших дальнейших планах и разошлись спать. Со Стасом и Мариной
мы больше в Непале не виделись, так как после сплава они поехали прямиком в
Индию. Диму с Сашей мы ещё встретили.
11-й день
В этот день в
наши планы входило посмотреть достопримечательности Покхары, которые мы не успели
посетить до трекинга, сделать шопинг и просто отдохнуть. С утра мы позавтракали
в другом ресторане – "Памперникель", тоже на берегу озера. Столики
стояли прямо на траве в 15-20 метрах от воды. Появилось солнце, и мы очень даже
хорошо позавтракали. После завтрака мы сделали марш-бросок до подземного
водопада Деви. По сути это была расщелина в земле, где река, выходящая из озера
Фева, падала на сто метров вниз. Всё падение воды проследить невозможно, так
как видно только колодец, куда обрушивается вода.
После этого
мы посетили поселение тибетцев в Покхаре и тибетский же монастырь. Основным
занятием местных жителей было производство ковров, а так же изготовление и
продажа сувениров. Затем мы поймали такси и доехали до другого буддийского
монастыря в Покхаре. Монастырь недавно построен среди жилых кварталов Покхары.
Внутри было достаточно приятно. После этого мы дошли до основного базарного
места в Покхаре, по крайней мере, так было написано в путеводителе. Мы хотели
закупиться туристическим оборудованием и немного сувенирами по ценам, ещё
меньшим, чем в туристической части Покхары. Цены были действительно смешные, но
там не оказалось нужных нам вещей. Всё было похоже на московскую толкучку -
шмотки, кроссовки, бытовая техника, пластмассовые ведра и т.д. Прогулявшись
немного и устав от суеты и мусора, мы отправились обратно в туристический
квартал.
Пообедали в еще одном ресторане с видом на
озеро и весь остаток дня посвятили покупкам. Туристическое оборудование здесь
было представлено очень богато. Причём качество товаров было очень даже
неплохим, а цены в 5-7 раз ниже, чем в Москве. Мы купили по паре хороших горных
ботинок мне и Эме, тёплых полартековских кофт всем троим, трекинговые палки,
сандалии и всякую другую мелочь. Мы также купили некоторые сувениры. В одном из
ресторанов, куда мы зашли выпить чаю, исполнялись национальные танцы. Больше
всего меня порадовало, когда Настюха начала пританцовывать за исполнителями на
сцене.
На следующий
день нам предстояло путешествие в национальный парк Читван.
12-й день
Мда-а-а... не
просто нам дался Читван. Нас, конечно, предупреждали, что определённый участок
дороги к Читвану сильно поврежден сошедшими оползнями, но мы не подозревали,
что будет настолько плохо. Основную часть пути по дороге Покхара-Катманду мы
доехали без проблем, но сразу после поворота на Читван дорога полностью
испортилась. В связи с оползнями проезжать приходилось не по асфальту, а по
рыхлой земле и валунам в нескольких сантиметрах от обрыва. Так как это была
единственная дорога в Бхаратпур, ближайший к Читвану город,, то пробки были
чудовищными. Солнце жарило и нечеи было дышать от поднятой машинами пыли. Было
очень много грузовиков, которые ужасно все загазовывали и замедляли движение.
Мы с Эмой пытались успокоить Настюху, которая, конечно, устала и начала
хныкать. Через девять(!) часов мы все-таки добрались.
Ещё в Покхаре
мы решили шикануть и купить тур с проживанием внутри заповедника, в Айленд
Джангл Ресорт. Нас встретили люди из гостиницы, посадили вместе с другими
посетителями этого отеля на автобусик и повезли к месту жительства. Как обещали
в турфирме, жить нам предстояло на острове на середине реки Нарайяни. К
переправе подъехали уже в сумерках. Мы уже немного пришли в себя после нашего
переезда. Ощущение было очень загадочное и таиственное. Со всех сторон джунгли.
Цивилизации, кроме нашего автобуса, который тут же уехал, никакой не видно. Нас
посадили в деревянное каноэ, в другое каноэ погрузили багаж. Вечерний туман
придавал ещё больше таинственности нашей переправе. Кормчий вывел лодку на
середину реки, и нас быстро понесло течением. Через 15 минут мы увидели огни на
противоположном берегу. Это и были домики нашего отеля.
Нас поселили
в один из домиков, которые были сделаны наподобие хижин в джунглях,
одноэтажные, побеленные, с соломенной крышей. Перед домом маленький садик с
цветами. Электричество специально не проведено в дом, поэтому всем выдавали
керосиновые лампы. Эта лампа издавала, мягко скажем, неприятный запах, поэтому
внутри мы старались ею не пользоваться.
Нас ждал
хорошо организованный ужин - шведский стол, но еда была непальская. После этого
мы пошли на представление, которое называлось танец с палками. Низенькие
стройненькие непальские мальчики рьяно отплясывали разными способами, отбивая
ритм палками.
13-й день
На следующее утро перед завтраком у нас
была прогулка на слонах, "elephant safari". Сафари
заключается в том, что вас сажают по двое –трое в специальные деревянные
помосты-сёдла, прикрепленные на спины слонов, и везут по джунглям смотреть
разных животных. Есть мнения, что увидеть животных, обещанных в рекламных
проспектах, почти невозможно, что слоны распугивают все живое вокруг. Но мне
сафари понравилось. Во-первых, понравилась сама атмосфера поездки по утренним
джунглям. По утрам в это время года над джунглями всегда стоит туман. Солнце
еще не жарит, воздух свежий и чистый. Ну, а во-вторых, мы всё же посмотрели
животных.
Группой в 5-6
слонов наши проводники окружили носорога и загнали в место, где его было хорошо
видно. Затем я увидел очень интересную достаточно большую птицу, когда она
взлетела, был виден длинный красный хвост. На одном из деревьев усмотрели
обезьяну, хотя в окрестностях Катманду обезьян мы насмотрелись намного больше.
Видели очень смешного боброподобного зверька с большими щеками и большим хвостом.
В кустах видели оленей. Интересно, что Настюха, которой до этого показывали
тропических животных только на картинках, сразу указала, где слон и где
носорог.
После
завтрака у нас была прогулка на каноэ. Мы около часа шли с проводником по
джунглям, а обратно сплавлялись на каноэ вниз по течению. Естественно, перед
походом по джунглям нам провели инструктаж, что нужно делать, когда встретишь
того или иного опасного зверя, начиная от носорога и заканчивая тигром. Но это,
думаю, было формальной частью программы. Во время прогулки мы видели крокодила,
который грелся на солнышке на песчаном островке посреди реки.
После обеда
было одно из самых запомнившихся мероприятий – купание со слонами. Погонщики
загоняют слонов в реку. Туристам же предоставляется возможность залезать на
слонов, после чего слон по команде заваливается на бок, либо погружается с
головой, и туристы, а особенно туристки, с визгом падают в воду. Еще слоны
могут поливаться водой из хобота. Короче говоря, веселье большое.
Настя на этот
раз не проявила большого энтузиазма. Видимо, ей не понравились толстые грубые
волоски, которыми покрыта кожа слонов. Когда же мы решили сделать фотографию с
ней на слоне, Настя ни в какую не хотела ставить на слона ноги и в результате
сфотографировалась с поджатыми ногами. Когда слоны и туристы разошлись по
домам, Настя еще оставалась на берегу, с возникшим вдруг рвением размазывая
речной ил по своему животу.
Затем у нас был небольшой отдых и ещё одно
elephant safari. В этот раз у нас был не такой шустрый погонщик,
поэтому список животных ограничился все тем же носорогом. У нас сложилось
впечатление, что местные погонщики гоняют по острову одного и того же
несчастного носорога, но может, мы и не правы. В этот раз носорога удалось
загнать в воду и сделать хорошие фотографии. После ужина была презентация с
показом слайдов об истории Читвана.
14-й день
В этот день
после завтрака был запланирован отъезд. До завтрака нам провели полуторачасовую
прогулку по джунглям с так называемым "bird watching". Птиц мы
видели не очень много, вместо этого проводник потчевал нас анекдотами про его
встречи с тиграми, леопардами и другими местными животными. Когда мы приехали
обратно в Бхаратпур в офис нашего отеля, нас ждал неприятный сюрприз. Несколько
дней назад мы хотели обойти маоистов в Горепани, и теперь они настигли нас
здесь, устроив двухдневную забастовку и перекрыв подъезды к Катманду.
В офис нашей
гостиницы все встали на уши. Американская семья, которая была с нами в Джангл
Айленд, купила заранее билеты на самолёт и сразу уехали. Двое датчан, отец и
сын, тоже заказывали самолёт, но всё равно долго ёрзали, чтобы получить билеты.
Я тоже день назад попросил заказать билеты на самолёт, но то ли администратор
тормознул, то ли как, но нам авиабилетов не досталось. Все билеты были раскуплены
на два дня вперёд. Нашу участь разделили три женщины из Тайваня. Двое были
сёстрами, уже достаточно пожилыми, а третьей - молодая девушка, дочь одной из
них. Сестры очень нервничали в связи со сложившейся ситуацией. После разговора
с ними я понял, что поездка в Непал была полна для них разного рода
неожиданностей и страхов.
Мы стали
искать варианты добраться до Катманду раньше, чем окончится забастовка.
Администратор гостиницы непрерывно названивал в разные авиакомпании в поиске
билетов, которых, увы, нигде не было. Это продолжалось где-то часов
четыре-пять. Нас с Эмой волновало сокращение количества дней, которые мы
проведём в Катманду, ведь мы ещё хотели посетить много мест. Наконец, в
результате нашей настойчивости, был найден вариант. Нам забронировали билеты на
следующее утро, но не из Бхаратпура, а из города Симара, находящегося недалеко
от Индийской границы. До Симары расстояние было почти как до Катманду, но
дорога туда не была перекрыта и качество ее было очень даже хорошим. Дорога
была почти пустой и шла по равнине вдоль гор, поэтому, развив неслыханную в
Непале скорость, около 80-90 км/ч, мы доехали до Симары всего за два с
небольшим часа.
Нас
координировал один из людей из агентства, которое сотрудничало с нашим отелем.
По приезде в Симару, мы сначала заехали в аэропорт, чтобы попробовать улететь в
тот же день, но этого не получилось, и нас разместили в гостинице. Городок был
совершенно не туристическим, даже по-английски редко кто говорил, поэтому здесь
можно было "во всей красе" увидеть быт непальцев. Честно говоря, это
не особо приглядно. Грязь, море низеньких зданьиц, лавочек и лачужек. Но что
поражает, что каждый занят своим делом. У нас бывает, мужики сидят балду гоняют
или просто отдыхают, всё лениво и медленно. Здесь же каждый при деле: кто
торгует, кто что-то мастерит в своей комнатке, группа непальцев машину толкает,
кто на велосипеде куда-то едет. Следует знать, что велосипед там - основное
средство передвижения, а не развлечение.
Наши
попутчицы из развитого капиталистического Тайваня решили, что безопаснее всего
просидеть остаток дня у себя в номере, а мы втроём решили погулять по городу. В
гостинице нас предупредили, что после семи нам надо быть в отеле. Сначала мы
подумали, что это просто для предосторожности, позже оказалось, что с семи
вводился комендантский час. Настюха была всё такая же неунывающая, да и нам,
собственно, нечего было унывать. Хотели перед выходом поесть при гостинице, но
на нашу просьбу принести меню, все очень удивились и сказали, что у них нет
никакого меню. Тогда мы спросили, есть ли тут вообще место с меню и оказалось,
что один такой ресторан все-таки имеется. Туда мы и отправились. Поели мы
вполне сносно, конечно без изысков. Удивили цены – мы все вместе поели на 50
рублей в переводе на наши деньги. После ужина мы вернулись в гостиницу и
заснули.
15-й день
Утром мы
позавтракали и стали ждать, когда за нами заедут. Повеселили нас наши знакомые
тайваньки. Они оказались очень брезгливые, поэтому заказав на завтрак яичницу,
и поняв, что её сейчас буду жарить немытыми руками на плитке, стоящей на улице,
отобрали у повара все продукты и сами принялись готовить себе завтрак.
Посмотреть на это сбежалось 5-6 непальцев.
Самолёт в 9
утра конечно не прилетел. Мы находились в 10-15 минутах ходьбы до аэропорта.
Тем не менее часов в одиннадцать нам торжественно подали машину. После этого мы
около часа просидели в аэропорту в ожидании самолета. В 12 часов наш кукурузник
прилетел. Из него быстро выкинули какие-то мешки. Прибывшие едва успели выйти,
а новые пассажиры – войти, как он опять поднялся в воздух. Любопытная деталь –
самолет настолько хлипкий, что не разрешается двум людям одновременно
подниматься по трапу. Сам полёт занял всего двадцать минут, и уже в половине
первого мы прилетели в Катманду.
Сразу по
прилете мы взяли такси до Бхактапура, пригорода Катманду, где находится много
культурных и исторических памятников. В Бхактапуре мы разместились в гостинице
в историческом центре города, недалеко от главной площади Дурбар. Гостиницу
располагалась в старинном здании и была очень уютной. Вход был со двора,
который напоминал внутренний двор индуистского храма, представляющий правильный
прямоугольник с углублением по центру, уставленный статуэтками индуистских
божеств. С улицы между вторым и четвёртым этажами можно было увидеть красивую
резьбу по дереву. Мы поселились под самой крышей. Здание было одно из самых
высоких, поэтому с крыши открывался прекрасный вид на центр города.
Расселившись,
мы отправились осматривать город, но сначала поели. По путеводителю мы нашли
приятный ресторан с балконом, выходящим прямо на центральную площадь, поэтому
уже сидя в ресторане, мы начали изучать стоящие напротив пагоды. Пообедав мы
отправились уже на своих двоих исследовать культурные памятники. Бхактапур
славится своим гончарным делом, поэтому по непременному желанию Эмы мы зашли на
Гончарную площадь и приобрели там некоторые глиняные сувениры. На площади можно было
понаблюдать за гончарами, которые ловко лепили горшки, кувшины и другую утварь.
Мы дошли до следующей площади, где находились величественные индуистские храмы.
Помимо гончарного дела, Бхактапур славится своей резьбой по дереву. Можно было
встретить очень много изделий из дерева. Мне также очень понравилось
рассматривать резьбу на зданиях.
Начало
смеркаться. По нашему путеводителю мы прошли по одному из рекомендуемых
маршрутов и вернулись к своей гостинице. Поужинали мы опять же с видом на
центральную площадь. В ресторане на втором этаже, где мы сидели, никого не
было. По этой причине Настя вовсю развеселилась и начала носиться, то пытаясь
вывалиться в открытое окно, то спускаясь по лестнице в кухонные помещения, то
атакуя шкаф с посудой. К этому моменту совсем стемнело, но на площади было
достаточно оживлённо. Туристов было мало, можно было наблюдать жизнь местных
жителей. Небольшая группа непальцев сидела у входа в храм, громко пели и били в
барабаны, видимо, зазывая людей на службу. Поужинав, я сбегал в интернет-кафе
отправить родным сообщение о том, что мы живы-здоровы. Когда я вернулся гостиницу, Настя уже спала. Мы с Эмой выпили
чай с пирожными, сидя на крыше гостиницы и любуясь ночным Бхактапуром.
16-й день
В этот день у
нас в планах было посетить другой город, находящийся рядом с Катманду, – Патан.
На самом деле город давно уже слился с Катманду, и их условно разделяла только
знаменитая река Багмати. Встав пораньше, мы собрались, позавтракали и поймали
такси до Патана. К этому времени разговор с таксистами, как впрочем и любыми
другими продавцами товаров и услуг в Непале, приобрёл вид некоторого шоу. Мы
уже хорошо знали и расстояния до разных населённых пунктов и цены, которые за
это могут быть. Поэтому, называя цену в несколько раз меньше, чем говорили
таксисты, мы максимально показывали своё безучастие к тому, что нас якобы не
повезут, демонстративно делали вид, что мы уходим. Сейчас я вспоминаю, что
большинство покупок мы сделали на пороге магазина, когда мы уже явно
показывали, что собираемся уходить и тут продавец сбрасывал цену.
Прибыв в Патан, мы по графику попили
утренний чай. Так мы себя баловали. Забравшись на крышу одного из самых высоких
ресторанов, мы заказали чай, а я сбегал за сладостями вниз, так как в ресторане
их не оказалось. Мы попросили оставить в ресторане наш рюкзак, нам хотелось
погулять по Патану без лишнего груза. Второй рюкзак был для Насти, поэтому он
был всегда с нами. Официант нам разрешил. Ему так понравилась Настя, что он
попросил сделать сфотографироваться с ней.
Из нашей
наблюдательной точки на крыше с помощью путеводителя мы подробно изучили
строения на главной площади и отправились рассматривать их вблизи. Обычно в
больших городах за вход на главную площадь с туристов пытаются взять деньги.
Так было с нами в Бхактапуре. Но, как правило, к площади же есть много других
путей, где можно свободно пройти. Немного поплутав, мы нашли такую улочку и
благополучно зашли на площадь. Не то что мы пытались всегда избежать покупки
билетов, но мы не собирались там долго задерживаться, а билеты по непальским
меркам были не очень дешёвые.
Про некоторые
храмы и скульптуры на главной площади мы прочитали очень красивые легенды.
Например, статуя непальского короля Йоганарендры,
охраняемая коброй, смотрит на королевский дворец. На голове у кобры сидит
птичка, и пока она там сидит, во дворце короля ждут возвращения короля и
разжигают для него кальян. Мы зашли внутрь королевского дворца и там погуляли.
В Патане мы также посетили буддийски храм. Храмы здесь отличались от тех,
которые мы посещали в Покхаре, а особенно в горах. Храмы здесь намного пестрее,
много разных статуэток, резьбы, картин. Здесь обычно много народу, поэтому
суетно и к тому же грязно. Здесь нет ощущения умиротворённости и покоя, но зато
присутствует некая торжественность.
В этот день я
активно пытался дозвониться до нашей авиакомпании, чтобы подтвердить наши
билеты обратно. Когда я всё-таки дозвонился, девушка не смогла разобраться и
сказала, что нам надо подъехать в офис. Нам пришлось съездить в Катманду в офис
Катарских авиалиний. Там оказалось, что с билетам всё в порядке.
Мы немного
устали от суетности непальских городов, поэтому решили поехать в Ошо Тапобан,
куда нас приглашал отец Стаса. Честно говоря, мне хотелось посетить центр Ошо и
пожить там хотя бы денёк, посетить медитационные тренинги. Кроме того, мы
договорились там встретиться с Сашей и Димой.
Немного
поторговавшись, мы поймали машину. Быстро выехали из Катманду и попали в
предгорья. Я сразу ощутил некоторое отдохновение, когда мы поехали среди
больших тропических деревьев, любуясь видами гор. Эма, правда, не выказывала
восторга, ей изначально не нравилась идея поездки в Тапобан. Думаю, основная
причина была в недоверии к ошоистам, и в том, что я так рвался туда съездить.
По приезде
нас достаточно приветливо встретили и поселили в домике Рамакришна (там у
каждого домика было своё название). Денег с нас взяли не как с европейцев, а
как с местных, как и обещал нам отец Стаса. Центр Ошо располагался среди
джунглей на склоне горы. На территории было очень опрятно. Дорожки выложены
камнем. Почти везде клумбы с цветами. Вдоль дорожек стояли разноцветные
таблички с разными изречениями Ошо. В центре располагался большой медитационный
павильон со статуей Будды у входа. Внизу находились столовая и место для
медитации в тишине. Домики для гостей, скорее похожие на маленькие сарайчики,
располагались справа, если смотреть вниз по горе. Чуть подальше в ущелье горы
был небольшой водопад. Там было очень тихо и спокойно. Мне там понравилось.
В ашраме
существовал распорядок дня, который включал в себя утреннюю, вечернюю и две
дневных медитации. Обычно все они были разные, в том числе с разной концентрацией.
К примеру, вечерняя медитация, на которую я в первый раз попал, началась с
танцев. Смысл танца заключается в расслаблении и подчинении движения своего
тела звукам музыки. В зале нас было всего трое, включая меня. Я смог войти в
нужное состояние, но мне не хватало нижней работы на полу, а кувыркаться по
полу в гордом одиночестве сходу не хотелось. После танца мы сели смотреть
записи выступления Ошо. Через некоторое время подошла довольная Эма, Настя
уснула. В этих записях мне понравился Ошо намного больше, чем раньше. Его речь
была посвящена тому, что все мы по своей сути боги, просто находимся в спячке,
из которой необходимо проснуться. После просмотра были опять танцы, всё
завершилось спокойным созерцанием. Вот тут-то я и почувствовал мощный поток
энергии, которая пронизывала меня сверху вниз и снизу вверх. Вроде бы не было
активной фазы, после которой обычно бывают такие ощущения. Энергия ощущалась
очень сильным потоком, через некоторое время параллельно начали возникать
некоторые образы. Даже не хотелось из этого состояния выходить, но пора было
идти на ужин.
Войдя в
столовую, мы увидели Сашу с Димой, вовсю уплетающих ужин. Они недавно приехали
и видели, как мы танцуем, в медитационном зале. Все стали обмениваться
впечатлениями о своих приключениях и нажимать на пища, которая была только
вегетарианская и вместе с этим вкусная и питательная.
17-й день
Подъём в
Тапобане ранний, так как с 7:00 идёт утренняя медиация. Я сбегал до другого
холма и сделал зарядку. Потом пошел на утреннюю медитацию, но оказалось, что в
это утро её не было. Завтрак был в восемь. Мы расположились на веранде
столовой. На завтрак были проросшие зёрна и хлопья с молоком.
После
завтрака был перерыв до следующей медитации. Мы вместе с Сашей и Димой погуляли
по территории Тапобана. Зашли в маленькую библиотеку, которая находилась под
главным медитационным холлом. Там непалец Архан, который хорошо говорил
по-русски, так как некоторое время жил на Украине, рассказал нам о жизни Ошо.
В одиннадцать
часов была очередная медитация. В этот раз было много народу, человек 15-20. В
центре расположился старейшина данного ашрама, который, как рассказывали,
непосредственно был учеником Ошо. Архан предварительно проинструктировал нас,
как должна проходить медитация. Первый цикл – активное дыхание всем телом,
второй цикл – дрыганье с поднятыми вверх руками, третий – плавный танец,
четвёртый – шавасана, расслабление, лёжа на спине. Каждая фаза по 15 минут.
Весь цикл медитации прошёл достаточно просто. Я думаю, что это от того, что
полностью никто не выкладывался, плюс было солнечное утро, свежий горный
воздух. Единственное, что на некоторых фазах приходилось себя немного
сдерживать. Например на первой фазе активного дыхания, мне хотелось работать
как стоя на ногах, так и на полу, на коленках. Но все достаточно прочно стояли
на ногах, поэтому не хотелось дёргаться одному на полу. На последней фазе все
улеглись на пол, накрывшись своими бардовыми мантиями. К старейшине подошла
одна из жительниц ашрама и заботливо укрыла его бардовой мантией.
По окончании медитации оказалось, что Эма
уже заказала такси в Катманду. Поэтому у нас было совсем мало время на сборы и
обед. Такси нас ждало некоторое время, за что нам естественно пришлось
заплатить. Мы с Эмой планировали приехать в Катманду, посмотреть площадь Дурбар,
которая является одной из главных достопримечательностей Катманду, закупить
сувениры, поужинать и отправиться в аэропорт, у нас был рейс в восемь вечера.
Саша с Димой тоже собирались заняться покупками, поэтому до Катманду мы доехали
вместе. Мы с Эмой бросили рюкзак в ресторане "Хелена", и вместе с
Сашей поймали рикшу и поехали на Дурбар. Дима не захотел ехать с нами и сразу
занялся покупками. Дурбар нам понравился. Естественно, храмы на главных
площадях, где мы побывали, имели много общего, но каждая площадь была по-своему
хороша. Меня впечатлили громадные изображения лиц чёрного и белого Байраба.
После осмотра
площади мы на рикше вернулись в Тамель. Там мы вместе с Сашей закупили разные
чаи в лавке. Затем наши пути разделились. Времени до самолета у нас с Эмой
оставалось немного. Мы по-быстрому промчались по магазинам, поужинали в
"Хелена", забрали рюкзаки и отправились в аэропорт. В ресторане,
который находится на крыше шестого этажа, Настюха решила штурмовать забор,
огораживающий крышу. Не даром она упражнялась на спортивном комплексе дома!
Настя забралась на ограждение и радостно свесилась на другую сторону. Под ней
было шесть этажей вниз. Когда я её снял оттуда, это её нисколько не смутило, и
она забралась ещё раз. Отвлечь её от этой затеи оказалось не так просто.
У нас была
достаточно длительная пересадка в дохе, поэтому катарские авиалинии
предоставляли размещение в гостинице на ночь за счет авиакомпании. Сервис у них
был действительно на высоте. Нас встретили, довезли до гостиницы, накормили ужином,
хотя в самолёте тоже кормили, и расселили в роскошных номерах. Это было наше
первое пребывание на аравийском полуострове. Ночью там было вполне комфортно –
градусник показывал где-то 20-25 градусов Цельсия. Кругом пустыня, и только
редко стоящие особняки и чёрные полосы автомобильных дорог напоминали, что это
город. Утром мы с Эмой и Настей прогулялись в небольшом саду при гостинице,
где, приподнявшись на возвышение, можно было увидеть воды Персидского залива.
Долетели до
Москвы без происшествий, где нас встретил Эмин папа.